УРОВЕНЬ САМООБЕСПЕЧЕНИЯ НКР ПОВЫШАЕТСЯ


САЙТ  ПЕРЕЕХАЛ  НА  www.karabah88.ru   


УРОВЕНЬ САМООБЕСПЕЧЕНИЯ НКР ПОВЫШАЕТСЯ

Норайр ОВСЕПЯН 30-01-2009

Намеченные в приоритетных для государства сферах процессы и выполненная работа находят свое отражение в главном финансовом документе страны - госбюджете. Каким был госбюджет НКР на 2008 г. и чего можно ждать от 2009 г.? Представляем интервью с вице-премьером НКР, министром финансов Спартаком ТЕВОСЯНОМ.

-С какими результатами завершен 2008-й финансовый год?

- В целом проводившаяся в 2008 г. Правительством Нагорно-Карабахской Республики политика дала положительные результаты как в развитии экономики, так и повышении жизненного уровня населения. Свидетельством тому - основные экономические показатели. По предварительным расчетам ВВП 2008 г. превзойдет 86.0 млрд. драмов, а экономический рост составит более 14.0%. Это достаточно высокий показатель даже для развитых стран. В расчете на одного человека объем ВВП 2008 г. превысит 2000.0 долларов США (для сравнения скажем, что в 2007 г. он не превышал 1500.0 долларов). Рост зафиксирован также в таких отраслях, как промышленность, капитальное строительство, сельское хозяйство. Очевидно, объем промышленной продукции 2008 г. превысит 25.0 млрд. драмов, увеличившись по сравнению с прошлым годом (в реальном выражении) на 11.3%, объем капитального строительства составит порядка 25.3 млрд. драмов, увеличившись на 21.6%. Что касается сельского хозяйства, то здесь ожидается беспрецедентный за последние годы реальный рост (около 37%).
Надо сказать, экономические и финансовые результаты января-сентября были более удовлетворительными, чем итоги года, и если бы динамика экономического развития за 9 месяцев 2008 г. сохранилась, то годовые показатели могли бы быть гораздо выше. Причина общеизвестна - мировой финансовый кризис.
Что касается показателей госбюджета 2008 г., то отмечу, что налоговые доходы составили 12 462.5 млн. драмов, превысив прошлогодний показатель на 24.8%. Запланированный показатель по части налоговых доходов недовыполнен на 0.9%, что главным образом обусловлено снижением, в связи с финансовым кризисом, рыночных цен на горнорудную продукцию, перечислением крупным налогоплательщиком ЗАО “Бейз Метлс” в госбюджет меньшего объема средств, чем в прошлом году. Хотя запланированный показатель госбюджета 2008 г. по части налоговых доходов не выполнен, показатели по отдельным видам налогов перевыполнены: акцизный налог - на 16.9%, подоходный налог – на 5.1%, фиксированные платежи – на 5.4%, налог на торговлю – на 62.7%, отчисления на ремонт автомобильных дорог – на 5.0%, другие налоговые поступления – на 34.0%. Особо хочу отметить резкий рост суммы налога на торговлю (по сравнению с 2007 г. он вырос более чем в два раза), что в основном объясняется конкретизацией отношений “налогоплательщик - государство” в занимающихся торговлей хозяйствующих субъектах и оптимизацией налогового администрирования.
В сравнении с запланированным показателем перевыполнены также госбюджетные поступления по части выплат обязательного социального обеспечения и государственных пошлин - соответственно на 1.6% и 0.6% (по предварительным данным). В целом собственные доходы госбюджета НКР 2008 г. составили 19.807.3 млн. драмов. Что касается расходов госбюджета 2008 г., то государство полностью выполнило взятые на себя обязательства по социальным расходам - пенсии, пособия, зарплата работников госучреждений и т.д. Выданы дотации общинным бюджетам, субсидии предприятиям и организациям. Все заявки на оплату товаров и оказание услуг для государственных нужд удовлетворены, что немаловажно для обеспечения нормальной деятельности государственных органов. Из госбюджета 2008 г. значительные средства были выделены и на финансирование капитальных расходов. Общая их сумма составила 12.8 млрд. драмов.

- Как и в каких условиях формировался государственный бюджет на 2009 г.?

- Роль государственного бюджета в обеспечении нормального развития страны трудно переоценить. Важность бюджета как политического документа подтверждается как раз тем, что он принимается на законодательном уровне. Государственный бюджет - это рассчитанная на определенный промежуток времени финансовая программа формирования и расходования денежных средств, необходимых государству для исполнения установленных законами полномочий. Являясь финансовой программой государства на один год, он отражает принципы государственной политики, подходы и направления по всем сферам экономической и социальной жизни страны. Поэтому формирование бюджета - это достаточно сложный и длительный процесс, в котором участвуют все ветви власти страны. Механизм формирования государственного бюджета таков - проект составляется правительством, одобряется Национальным Собранием, а утверждает президент страны. В итоге формируется сбалансированный документ, заключающий в себе идеи всех органов власти и отражающий интересы всех слоев общества. Скажу также, что формирование и обсуждение проекта госбюджета на 2009 г. проходили в условиях мирового финансового и экономического кризиса, что не могло не сказаться на данном документе и вызвать определенные озабоченности. Всего несколько месяцев назад, в сентябре 2008 г., в одобренной правительством программе среднесрочных расходов на 2009-2011 гг. расходы госбюджета на 2009 г. были запланированы в размере 60.8 млрд. драмов. Однако резко изменившаяся экономическая ситуация заставила правительство пересмотреть как прогнозы макроэкономических показателей, так и запланированные показатели госбюджета. Правительство поставило перед собой цель обеспечить в 2008-2012 гг. ежегодный экономический рост в среднем на 14-15%. В условиях кризиса это трудноразрешимая задача, но, надеюсь, благодаря проводимой правительством налогово-бюджетной политике достигнутые в республике темпы экономического роста сохранятся, и в текущем году будет обеспечен реальный рост ВВП на 14.0%.
Собственные доходы госбюджета на 2009 г. прогнозируются в размере 20.8 млрд. драмов, что больше показателя 2008 г. на 12.9%.
Как и в минувшие годы, в структуре собственных доходов госбюджета на 2009 г. значительную часть составят налоговые доходы и государственные пошлины, при планировании которых также было учтено возможное влияние кризиса на нашу экономику. В бюджете они запланированы в размере 13.7 млрд. драмов, взносы обязательного социального обеспечения - 5.2 млрд. драмов, официальные гранты составят 710.0 млн. драмов.
В 2009 г. дефицит госбюджета НКР составит 4.6 млрд. драмов. Финансирование дефицита предусмотрено осуществить за счет займов (распределения государственных облигаций), свободных средств начала года, погашения взятых в предыдущие годы кредитов, других внешних и внутренних источников.

- Влияние мирового экономического кризиса наиболее ощутимым будет для Армении. Скажется ли это на объеме предоставляемого Арменией межгосударственного кредита?

- Размер получаемого из Республики Армения межгосударственного кредита составит 33.1 млрд. драмов. Кстати, эта сумма закреплена в законе “О государственном бюджете Республики Армения на 2009 г.”
Таким образом, общие поступления в госбюджет 2009 г. составят 53.9 млрд. драмов.
Заслуживает внимания одно обстоятельство: если в 2001 г. сумма межгосударственного кредита превышала собственные доходы госбюджета в 3.0 раза, то в 2009 г. - лишь в 1.6 раза. Таким образом можно констатировать, что уровень самообеспечения нашей республики год от года повышается.

- Тем не менее, каков госбюджет на 2009 год? Какие существенные изменения произошли по сравнению с госбюджетом-2008?

- Расходы госбюджета НКР на 2009 г. запланированы в размере 58.5 млрд. драмов, что превышает прошлогодний показатель на 19.2%. Большую их часть составляют социальные расходы, и основной целью является повышение жизненного уровня населения, решение социальных вопросов. В первую очередь это нашло отражение в повышении размеров зарплат, пенсий и пособий, реализации новых форм и программ по оказанию помощи необеспеченным слоям населения. Приведу в качестве примера некоторые цифры.
Прежде всего отмечу, что в 2009 г. минимальная зарплата в республике установлена в размере 30.000 драмов - вместо 25.000 драмов в 2008 г. Это значит, что зарплата работника не может быть ниже 30.000 драмов не только в госучреждениях, но и у всех работодателей, в том числе частных.
Во-вторых, повышены размеры зарплат, выплачиваемых государством. Так, в сфере образования среднемесячная расчетная зарплата учителей и административного персонала общеобразовательных школ увеличилась на 29.5%, зарплата учебно-вспомогательного и хозяйственного персонала - на 20%, зарплата работников, занимающихся дошкольным и внешкольным воспитанием, - на 20%.

На общих принципах повышения зарплаты в системе общего образования увеличены также зарплаты учителей, работников административного и учебно-вспомогательного персонала начальных специальных (ремесленных) и средних специальных учебных заведений.
Среднемесячная расчетная зарплата работников сферы здравоохранения также повысилась: врачей - на 50%, среднего медперсонала – на 20%, административного, младшего и другого персонала - на 15%. Особо следует отметить повышение пенсий. Обеспечение гражданам страны достойной старости всегда являлось одним из приоритетов Правительства НКР. Госбюджетом на 2009 г. также предусмотрено повышение размеров пенсий. В частности, размер основной пенсии установлен в 8000 драмов - вместо 6800 драмов в 2008 г., стоимость одного года страхового стажа с 395 драмов повысилась до 450 драмов, а размер базовой пенсии составил 5800 драмов - вместо 5000 драмов в 2008 г. Такое повышение обеспечит рост среднего размера социальной пенсии на 17.8%, среднего размера страховой пенсии - на 14.9%, что составит соответственно 10.600 и 27.700 драмов (вместо 9000 и 24100 драмов в 2008 г.).
Конечно, в центре внимания государства постоянно находятся социально необеспеченные слои населения. Предпринимаются попытки последовательного расширения видов оказываемой помощи. В качестве новой инициативы в 2009 г. госбюджетом предусмотрена (впервые) реализация программы обучения слепых инвалидов по системе “Арев” и обеспечения их компьютерной техникой, что позволит обучить и предоставить компьютеры пяти инвалидам.
Госбюджетом на 2009 г. предусмотрено также приобретение и предоставление 10 инвалидам автомобилей с ручным управлением. Надо отметить, что в государственном бюджете НКР традиционно высокими были расходы на социальные цели. И это абсолютно оправдано, так как по сути государственные средства - это средства общества, которые уплачиваются государству в виде налогов и различных платежей и должны служить интересам общества.

- В двух словах о так называемой “несоциальной сфере”.

- Помимо “социальных” расходов особого внимания заслуживают и программы развития экономики. Это средства, направленные в первую очередь на развитие приоритетных сфер - сельского хозяйства, энергетики, вообще инфраструктур, малого и среднего бизнеса.
Так, на выполнение главами общин установленных государством полномочий в сфере повышения урожайности сельскохозяйственных культур и организации работ предусмотрено 44.2 млн. драмов. Это новая инициатива, и в настоящее время правительством разрабатывается порядок эффективного использования вышеупомянутых средств и правильной организации сельхозработ.
С целью развития животноводства в рамках государственного заказа будут выполняться работы по разведению и уходу за высокопродуктивными коровами и выращиванию молодняка.
Предусмотрены средства на содействие черному пару, субсидирование удобрений и семян, производство кукурузы, реализацию подрайонных программ.
Для реализации программ развития сельского хозяйства финансовые средства будут выделены “Фонду содействия селу и сельскому хозяйству”.
Госбюджетом НКР на 2009 г. около 11.9 млрд. драмов предусмотрено на капитальные вложения. Планируется также привлечение дополнительных средств коммерческих банков (с представлением бюджетных гарантий) - преимущественно для развития энергетики и завершения газификационных работ, причем эти средства будут обслуживаться (процентные ставки) из госбюджета НКР. Надеемся, что предусмотренные для развития инфраструктур средства создадут благоприятные условия для развития экономики в целом.
Помимо бюджетных средств посредством банковской системы в виде ипотечного кредита в сферу жилищного строительства будет направлено еще 3.0-4.0 млрд. драмов. Если приплюсовать к ним средства Всеармянского фонда «Айастан», вкладываемые благотворителями и частными лицами суммы, то объем инвестиций 2009 г. значительно превысит уровень 2008 г.
В качестве помощи Арцахскому инвестиционному фонду будет выделен 1.0 млрд. драмов - на реализацию программ развития малого и среднего бизнеса и частичную компенсацию кредитных процентов программ, реализуемых за счет кредитных ресурсов.
С целью предотвращения в республике чрезвычайных ситуаций и устранения их последствий, обеспечения стабильности на внутреннем рынке и регулирующего влияния на рынок госбюджетом 2009 г. запланирована еще одна важная инициатива. Это формирование государственного резерва, для чего предусмотрено 150.0 млн. драмов. Правительство планирует вовлечение в широкомасштабные государственные программы ресурсов коммерческих банков НКР. Мы убеждены, что банковская система сумеет противостоять воздействию мирового финансового кризиса, и все намеченные программы будут реализованы.
Государство несет ответственность за целевое, эффективное и справедливое распределение ограниченных бюджетных ресурсов. В этой связи отмечу, что госбюджет НКР на 2009 г. является сбалансированным и реалистичным. С другой стороны, его выполнение предполагает ежедневную кропотливую работу по обеспечению в первую очередь поступлений, а также целевого и эффективного осуществления расходов, и здесь многое еще предстоит сделать.

- Насколько госбюджет готов противостоять воздействию экономического кризиса? Учтены ли в нем возможные сюрпризы?

- Для смягчения возможного негативного воздействия кризиса правительством предусмотрен ряд антикризисных мер. Учитывая подорожание капитала на мировом финансовом рынке и прогнозируя подобные тенденции и в НКР, в программах 2009 г. по содействию предпринимательству и ипотечному кредитованию планируется рост размера субсидирования кредитного процента. К числу антикризисных мер можно отнести и снижение риска отраслевой структуры экономики НКР, предполагающего диверсификацию экономики для смягчения воздействия кризиса на наиболее уязвимые отрасли. Программы содействия малому и среднему бизнесу также окажут содействие снижению риска на рынке труда, уменьшив зависимость занятости населения от нескольких крупных организаций.
Для того, чтобы суметь противостоять непредсказуемым последствиям кризиса и осуществить чрезвычайные непредусмотренные меры, Правительство НКР будет использовать средства резервного фонда.
В заключение хочу заверить, что правительство, сохраняя макроэкономическую стабильность и сбалансированность, приложит все усилия для оживления экономики, недопущения сокращения объемов, обеспечения наиболее эффективного использования средств государственного бюджета, исходя из интересов как всего общества, так и каждого гражданина.

http://www.artsakhtert.com

30.01.2009

РЕ-АКЦИЯ

ГЛАВНАЯ

РЕ-АКЦИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ПРЕССА

ИСТОРИЯ

КОНФЛИКТ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ





 
  E-mail
  Степанян С.В. © 2008г,                      karabah.h18.ru                       НАЗАД
X