К годовщине трагических событий в Баку


САЙТ  ПЕРЕЕХАЛ  НА  www.karabah88.ru   


К годовщине трагических событий в Баку

Эвика БАБАЯН 16-01-2009

Январь 1990 года... Роковой, зловещий месяц в жизни бакинских армян. Сложившаяся столетиями армянская община Баку прекратила свое существование. Армяне покинули этот город, оставив в нем плоды своего труда, свои дома, имущество, могилы близких и … частицу своих сердец.
Пройдет еще немного времени, и словосочетание «бакинский армянин» уйдет в прошлое. И, вполне возможно, что внук или правнук бакинского армянина однажды спросит у деда - а за что вас изгнали из вашего города? И ответит обеленный сединою старик: за то, что учили детей в школах, лечили больных, добывали нефть, строили дома… А потом замолчит и задумается, и задаст себе в сотый, нет, в тысячный раз один и тот же вопрос: ПоЧему? Ведь 300 тысяч армян, изгнанных из столицы Азербайджана, не принимали каких-либо решений по вопросам армяно-азербайджанских отношений. Они уже давно не имели ни своих национальных школ, ни культурных заведений или организаций, уполномоченных обсуждать и принимать национально-значимые решения. Так что же могло служить обоснованием их изгнания? Основным и единственным объяснением погромов армян в Азербайджане принято считать ответ на требования армянского населения Нагорного Карабаха о самоопределении. Но тогда как объяснить тот факт, что сотни, тысячи граждан в один день берут в руки топоры и идут убивать своих сограждан, которые лично им ничего плохого не сделали? Чтобы произошел взрыв агрессии и насилия такого масштаба, необходим соответствующий общественный климат, вызывающий психоз убийства. И такой климат был создан, а точнее, создавался годами. Подтверждением могут служить воспоминания известной азербайджанской писательницы Ум-эль-Банин (Франция), чье детство прошло в Баку. Они как нельзя лучше демонстрируют, какой отпечаток накладывает атмосфера армяноневистничества на детскую психику. Вот как описывает она в своей книге “Кавказские дни” игры бакинских детей: “В праздничные дни мы играли в резню армян, игру, которую мы предпочитали любой другой. Опьяненные своими расистскими страстями, мы приносили в жертву Тамар (армянку по матери) на алтарь нашей атавистической ненависти. Сначала мы ее произвольно обвиняли в убийстве мусульман и немедленно расстреливали, несколько раз один за другим, чтобы возобновить удовольствие. Потом ей отрывали члены, язык, голову, внутренности, которые кидали собакам, чтобы выразить презрение к армянской плоти”. И в такой вот атмосфере выросло несколько поколений - отцы и деды наших современников.Политика замалчивания со стороны властей СССР и мирового сообщества в отношении геноцидов 1915 года в Турции, 1918-1920-х г.г. в Нагорном Карабахе, в частности, в Шуши, 1988-го - в Сумгаите, привела к тому, что организаторы и активные участники погромов ушли от наказания. Такая политика сделала возможным продолжение в наши дни кровавой вакханалии, которая, набирая обороты, охватила всю территорию Аз.ССР, достигнув своего пика в январе 1990 года в Баку, когда жертвами патологической ненависти азербайджанских националистов стали сотни армян. В течение 1989 года в Баку не прекращались периодические нападения на армян, избиения и убийства, погромы отдельных квартир, выселения. Точной статистики не велось, уголовные дела “спускались на тормозах”, но известно, что в течение года случаи убийств армян исчислялись десятками. Следует отметить, что стихийный вандализм организационно обеспечивала тесная взаимосвязанность действий трех жизнеобеспечивающих служб города: “скорой помощи”, правоохранительных органов, жилищно-эксплуатационных контор и управлений. “Скорая помощь” выдавала безупречные свидетельства о смерти армян в те дни, последовавшей от ... гипертонии, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний. Уничтожалась излишняя документация. После таких “чистых” действий врачей вряд ли когда-нибудь удастся назвать подлинное число армян, уничтоженных в ходе бакинских погромов. Правоохранительные органы обеспечивали вандалам беспрепятственность действий и полную безответственность. Ни один погром не обходился без заинтересованного участия “стражей порядка” - об этом собраны многочисленные свидетельства прошедших через этот ад армян. Всплеск уличных нападений на армян и убийств пришелся на август-сентябрь и декабрь 1989 г. Люди продолжали уезжать, и к январю 1990-го года в Баку, по приблизительным данным, оставалось около 30-35 тысяч армян, большинство из них - пожилые люди, которые не могли или не желали уезжать. Кульминация наступила 13 января 1990 года. После подстрекательского выступления по азербайджанскому телевидению первого секретаря ЦК Компартии Азербайджана Везирова в Баку началась массовая резня армян. Она сопровождалась грабежами, поджогами, насилием и мародерством. Примеры садизма и вандализма, имевшие место при этом, как и в Сумгаите, не поддаются описанию.
13 января после 17 часов толпа из примерно 50 тысяч человек, вышедшая с митинга на центральной площади Ленина, разделившись на группы, стала методично, дом за домом, “очищать” город от армян. Приведем скупую статистику тех дней. 15 января погромы и нападения в Баку продолжались. Всего же в результате столкновений за первые трое суток, по предварительным официальным данным, погибло 33 человека (“Известия”, 16 января 1990г.). 16 января в Баку были выявлены 64 погрома квартир, в которых проживали армяне... В Ленинском районе столицы обнаружено 4 обгоревших трупа, которые пока не опознаны... (“Известия”, 18 января 1990 г.). 17 января в Баку совершено 45 погромов и поджогов жилых домов. (“Известия”, 18 января 1990г.).
В течение недели 13-20 января город был полностью “освобожден” от “армянских элементов”, за исключением, может быть, нескольких десятков армян из числа смешанных семей, которых позже, после начала военных действий в Нагорном Карабахе, буквально “выуживали” по спискам для последующего обмена на азербайджанских военнопленных.Точное число убитых до сих пор неизвестно - по разным данным, их около 600 человек. Жертвами поистине фашистских зверств стала наиболее беззащитная часть бакинских армян - дети, старики, старухи и молодые женщины. Многие беженцы погибли вскоре после депортации - не только из-за последствий побоев, но и от пережитого потрясения. Безусловно, были случаи оказания помощи армянским соседям и друзьям со стороны отдельных азербайджанских семей. Однако, к сожалению, проявления такого милосердия и помощи, заслуживающие большого уважения, носили эпизодический храктер. Следует отметить, что данная помощь оказывалась в атмосфере антиармянской истерии с риском для жизни помогающих азербайджанских семей.
С целью сокрытия истинных масштабов преступлений останки многих жертв были захоронены в ямах и траншеях при попустительстве бакинских властей, в том числе бакинской милиции - цинично, без какой-либо ответственности за содеянное. Лишь на седьмой день, когда в городе не осталось армян, в Баку вошли советские танки. Но, как позже признался министр обороны маршал Советского Союза Дмитрий Язов, войска вошли в Баку спасать не армян, а советскую власть. Истинные же виновники геноцида вновь остались безнаказанными. Вот так прекратила существование армянская община, которая своим своеобразным колоритом оставила незабываемый след в формировании культурного облика Баку. Минул почти 21 год с начала Карабахского движения и 19 лет резни и изгнания армян из Баку. Многие беженцы из Баку, нашедшие приют в Нагорном Карабахе, погибли, защищая свободу и независимость Нагорно-Карабахской Республики, и лучшей данью их памяти станет сохранение армянского Арцаха.

http://www.artsakhtert.com

РЕ-АКЦИЯ

ГЛАВНАЯ

РЕ-АКЦИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ПРЕССА

ИСТОРИЯ

КОНФЛИКТ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ





 
  E-mail
  Степанян С.В. © 2008г,                      karabah.h18.ru                       НАЗАД
X