В Армении отмечают 20-летие резни в азербайджанском городе Сумгаит


САЙТ  ПЕРЕЕХАЛ  НА  www.karabah88.ru   

Главная » КОНФЛИКТ » СУМГАИТ, БАКУ  »  В Армении отмечают 20-летие резни в азербайджанском городе Сумгаит

25.02.2008

В Армении отмечают 20-летие резни в азербайджанском городе Сумгаит

Армяне всего мира отмечают скорбную дату - 20-летие трагических событий в городе Сумгаит, массовые погромы, когда при фактической поддержке азербайджанских властей были убиты и ранены тысячи армян. Страшные события развивались стремительно в течение трех дней армяне бежали из Сумгаита, оставив свой кров и имущество, спасая своих детей от смерти.   

По официальным данным, погибли 32 и были ранены сотни армян. 14 тысяч армян - жителей Сумгаита покинули город. Реальные цифры значительно превышают вышеуказанные. Среди убитых и пострадавших в ходе погромов были также русские и представители других национальностей – евреи, лезгины. Они навсегда покинули город после армянских погромов.

 25 февраля в Ереване стартовала международная конференция «Толерантность и ксенофобия в регионе Южного Кавказа», посвященная 20-летию событий в Сумгаите. Участники конференции почтили минутой молчания память жертв азербайджанской агрессии. В мероприятии приняли участие министр иностранных дел Армении Вардан Осканян, омбудсмен Армен Арутюнян, директор Музея-института Геноцида армян Гайк Демоян, президент Национальной академии наук Армении Радик Мартиросян, политологи, эксперты из России, Великобритании, других стран.

 Открыл конференцию глава МИД Армении Вардан Осканян, который заявил, что события в Сумгаите стали первыми проявлениями этнических чисток в регионе, первым шагом милитаризации нагорно-карабахского конфликта. Осканян также отметил, что если в случае с Косово решение вопроса самоопределения сопряжено с фактом этнических чисток, после чего процесс обретения независимости стал необратимым, то в случае с Нагорным Карабахом подобные параллели наиболее ярко выражены, поскольку сумгаитская трагедия, безусловно, сопряжена с нагорно-карабахским конфликтом. На конференции отмечалась негативная роль фактов нетерпимости, националистических, реваншистских заявлений, что не может способствовать развитию региона.  

Воспоминания очевидцев: 

Разъяренные банды выбрасывали с  балконов мебель, холодильники, телевизоры, постели, которые затем сжигались. Из квартир выволакивали жильцов, и если кто-то пытался убежать, догоняли и набрасывались на него толпой. В ход шли железные прутья, ножи, топоры, после чего убитого швыряли в костер. «Он еще шевелился, пытался выбраться из огня - пятеро парней заталкивали его в огонь железными прутьями». (Свидетель А.Архипов).  

Органы МВД бездействовали. Возле окон опорного пункта милиции избивали мужчину. Милиция отдала город на растерзание. Не было ее в городе. Я не видел. Милиция все знала.  (свидетель Д.Зарбалиев, сын майора МВД).

Я несколько раз с чужого телефона (у всех армян был отключен телефон) звонил в отделение, в горотдел милиции, умолял спасти мать Асю Тиграновну, избитую до  полусмерти, подожженную, чудом оставшуюся в живых - бандиты бросили ее, думая, что она умерла. Сотрудники милиции так и не приехали. (Арсен Аракелян).  

В прессе: 

«Виновники, подстрекавшие людей к погромам в Сумгаите, в данный момент носят в карманах депутатские мандаты и сидят в Милли меджлисе». Ильяс Исмайлов, председатель партии «Адалят», в период сумгаитских погромов 1988г. занимавший должность генпрокурора Азербайджанской ССР (газета ''Зеркало'', 21 февраля 2003г.). 

«Никакие полумеры не смогут успокоить людей, никакие разговоры о дружбе народов. Если кто-то мог сомневаться в этом до Сумгаита, то после этой трагедии ни у кого не остается никакой нравственной возможности настаивать на сохранении территориальной принадлежности НКАО Азербайджану». А.Д.Сахаров 

«Примером геноцида (который квалифицируется как «Действия совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую») является армянская резня в Сумгаите». (Журнал "Век XX и Мир",М, 1988, № 12, с. 8). 

«В праздничные дни мы играли в резню армян, игру, которую мы предпочитали любой другой. Опьяненные своими расистскими страстями, мы приносили в жертву Тамар (армянку по матери) на алтарь нашей атавистической ненависти. Сначала мы ее произвольно обвиняли в убийстве мусульман и немедленно расстреливали, несколько раз один за другим, чтобы возобновить удовольствие. Потом ей отрывали члены, язык, голову, внутренности, которые кидали собакам, чтобы выразить презрение к армянской плоти». (Из книги известной азербайджанской писательницы Ум-эль-Банин "Кавказские дни", чье детство прошло в Баку. На воспоминания об играх бакинских детей, описанных в книге наложила свой отпечаток атмосфера резни (армянские погромы в 1905-1906 гг.).

http://www.armtoday.info/

РЕ-АКЦИЯ

ГЛАВНАЯ

РЕ-АКЦИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ПРЕССА

ИСТОРИЯ

КОНФЛИКТ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ





 
  E-mail
  Степанян С.В. © 2008г,                      karabah.h18.ru                       НАЗАД
X