Необходимость проведения трибунала по преступлениям Азербайджана против человечества и военным преступлениям


САЙТ  ПЕРЕЕХАЛ  НА  www.karabah88.ru   

Главная » КОНФЛИКТ » КАРАБАХ »  Необходимость проведения трибунала по преступлениям Азербайджана против человечества и военным преступлениям

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ ТРИБУНАЛА ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ АЗЕРБАЙДЖАНА ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И ВОЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ

Рубен ЗАРГАРЯН, кандидат исторических наук

В основу урегулирования карабахско-азербайджанского конфликта должен быть положен принцип гарантированной безопасности народа Нагорно-Карабахской Республики (НКР). Определение ее статуса и системы безопасности является исключительной прерогативой народа Нагорного Карабаха. Одной из важнейших проблем, стоящих перед НКР, является предотвращение повторения геноцида. Тому есть исторические и современные причины: геноцид армян в Турции в 1915-22 годах; политика геноцида в Азербайджане в отношении армян, русских, лезгин, курдов, аварцев, талышей; агрессивные планы Азербайджана по захвату НКР и уничтожению ее народа; наращивание вблизи границ НКР группировок азербайджанских войск и массовые закупки вооружений Азербайджаном; посягательство Азербайджана на конституционный строй и государственный суверенитет НКР; нестабильность в самом Азербайджане.

Азербайджанский геноцидный режим должен быть осужден своим "Нюрнбергским трибуналом". Для карабахцев первейшей задачей является обеспечение основополагающего права на жизнь. Руководство Азербайджанской республики ради захвата и аннексии территории НКР готово пойти на этническую чистку и физическое уничтожение коренного армянского населения НКР.

В течение всей восьмидесятилетней истории существования азербайджанского государства его руководство проводило политику геноцида в отношении карабахского народа. В 1918-20 годах турецко-азербайджанские войска вторгались на территорию Арцаха, истребляли армянское население. Фактически шло продолжение геноцида армян в Западной (турецкой) Армении 1895-1923 годов, когда турецкое правительство уничтожило более двух миллионов армян. В одной цепи этой политики стоят: убийство 30 тысяч армян в Баку в 1918 году, резня и депортация 50 тысяч армян в селах левого берега реки Куры и в Шемахе в 1918-20 годах, истребление 26 тысяч армян и сожжение города Шуши в марте 1920 года. Только в Нагорном Карабахе за период с 1918 по 1920 год азербайджанскими войсками было разрушено 70 армянских сел. В октябре 1918 года С. Орджоникидзе телеграфировал Ленину: "В захваченных провинциях турки уничтожили половину населения Карабаха". Одновременно в Нахичеване было убито 48 тысяч армян. Эта политика руководства Азербайджана привела к уничтожению и депортации около полумиллиона армян с территории так называемой "Азербайджанской Демократической Республики". Ужасы геноцида в Азербайджане в отношении армян вошли в этнопамять армянского народа Нагорного Карабаха.

В годы существования Азербайджанской ССР продолжалось вытеснение армян из Нагорного Карабаха. Планомерная этническая чистка методами "белого геноцида" продолжалась 70 лет. По азербайджанским данным, численность армян в Нагорном Карабахе сократилась на четверть за время правления Г. Алиева. Новой трагедией для карабахцев стал геноцид в Азербайджанской ССР в 1988-91 годах. В декабре 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, но Азербайджан до сих пор к ней не присоединился.

С момента своего образования Нагорно-Карабахская Республика оказалась в тотальной блокаде со стороны Азербайджана и подверглась широкомасштабной агрессии. Действия азербайджанского руководства в войне против Нагорного Карабаха можно охарактеризовать как политику международного государственного терроризма, выразившуюся в актах уничтожения гражданского населения НКР, бомбежках и ракетных обстрелах мирных жителей, захвате заложников, уничтожении культурных памятников.

С ноября 1991 года по май 1994 года только на один карабахский город Степанакерт упало свыше 21.000 реактивных снарядов "Град", 2.700 ракет "Алазань", более двух тысяч артиллерийских снарядов, сто восемьдесят шариковых бомб, около ста пятисоткилограммовых авиабомб, в том числе восемь вакуумных. Аналогичным ракетным обстрелам и авиабомбежкам азербайджанская армия подвергла и другие города и села НКР.

Сокрытие правды о геноциде является сейчас одной из основных задач азербайджанского правительства. Поэтому представляется необходимым незамедлительно создать Международный неправительственный трибунал по преступлениям Азербайджана против человечества и военным преступлениям на территории Нагорного Карабаха и Азербайджана.

Мировое сообщество не располагает на сегодня международным судебным органом, который мог бы расследовать эти преступления. Гаагский трибунал действует только по решению Совета Безопасности ООН. Нагорно-Карабахская Республика до сих пор не является членом ООН и поэтому не может обратиться в Гаагский трибунал.

Международные трибуналы имеют свою историю. В 1919 году после окончания Первой мировой войны победители учредили комиссию, уполномоченную решить вопрос о предъявлении Германии и ее союзникам обвинения в нарушениях норм международного права. Комиссия признала право государств-победителей судить военных преступников за международные правонарушения собственными судами. В то же время комиссия пришла к выводу, что некоторые преступления по своему характеру таковы, что для рассмотрения дел о них требуется создать международный трибунал.

Государства антифашистской коалиции также приняли решение покарать гитлеровских военных преступников. Преднамеренные массовые убийства мирных граждан и военнопленных, тотальное ограбление и разрушение городов и сел, массовые депортации - эти преступления, по своим масштабам не имеющие равных во всей мировой истории, не могли остаться безнаказанными. В этом союзники по антигитлеровской коалиции были единодушны. Аналогичные преступления властей Азербайджана также должны быть осуждены. Важно отметить и то, что после Второй мировой войны отделение определенных участков территории от побежденных государств рассматривалось как форма ответственности и наказания их за агрессию. Следовательно, с точки зрения международного права, необходимо квалифицировать земли бывшей АзССР за пределами НКР, перешедшие в ходе отражения азербайджанской агрессии под контроль Армии обороны НКР, как территории, занятые на законном основании.

На Нюрнбергском процессе главный обвинитель от Великобритании X. Шоукросс во вступительной речи, мотивируя значимость судебного преследования нацистских главарей, заявил, что подлинные факты, если они скрупулезно не зарегистрированы, могут быть забыты. По его словам, зафиксированные факты сохранят свою силу, "чтобы противостоять тем, кто, быть может, попытается впоследствии найти оправдание или смягчающие обстоятельства тому, что было совершено". В этой связи стоит вспомнить слова Гитлера: "А кто сейчас помнит об уничтожении армян?"

В декабре 1946 года Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией подтвердила принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибунала. Таким образом, Устав и приговор были утверждены в качестве источников международного права.

На них ориентируются и общественные суды-трибуналы по делам о нарушении норм международного права. В 1962 году в Москве был проведен Общественный международный суд над расистами ЮАР. В качестве членов суда, экспертов, свидетелей в его работе участвовали общественные деятели из разных стран мира. Обвинительный вердикт Общественного международного суда явился вкладом в борьбу с апартеидом.

Образцом для предлагаемого трибунала может быть Международный общественный трибунал, созданный в 1966 году по инициативе философа и общественного деятеля лорда Бертрана Рассела для обсуждения и осуждения действий американской военщины во Вьетнаме. Работа этого трибунала оказала серьезное влияние на прекращение войны во Вьетнаме.

О профилактическом назначении общественного трибунала писал его участник, редактор американского журнала "Либерасьон" Дейв Дилинджер: "В отличие от Нюрнбергского трибунала, который собрался после того, как преступления были совершены, Расселовский трибунал проходит в то самое время, когда эти преступления совершаются и, более того, когда происходит их эскалация. Нюрнбергский трибунал требовал наказания конкретных лиц. Расселовский же трибунал призывает народы мира остановить эти преступления. Нюрнберг фокусировал внимание на прошлом. Наш трибунал совершенно иной. До тех пор пока народы не выступят активно против военных преступлений, они будут продолжаться". Аналогичные трибуналы были недавно проведены по Тибету и Восточному Тимору.

Задачей Международного неправительственного трибунала по преступлениям Азербайджана против человечества и военным преступлениям на территории Нагорного Карабаха и Азербайджана является их оценка с точки зрения международного права.

Целью трибунала является обеспечение безопасности народа НКР и предотвращение возможности повторения войны и геноцида. Важно подчеркнуть, что работа этого трибунала может приостановить геноцид азербайджанского режима и против других народов, находящихся под оккупацией так называемой Азербайджанской республики.

Необходимо собрать банк данных по преступлениям Азербайджана, заслушать свидетельские показания, рассмотреть экспертные заключения и документы, отобрать все наиболее важное и на этой основе подготовить обвинительное заключение трибунала.

Недавно в Москве прошла конференция, работа которой была направлена на решение этой задачи. Самых авторитетных историков, юристов, дипломатов собрал в Москве круглый стол на тему: "Сумгаитский геноцид - ненаказанное преступление против человечности". В работе круглого стола, организованного Постпредством Нагорно-Карабахской Республики и Комитетом российской интеллигенции "Карабах", приняли участие представители духовенства, ООН, национальных общин, правозащитники. Геноцид над армянским населением Сумгаита, совершенный десять лет назад, до сих пор так и не получил адекватной политической, юридической и общественной оценки. Участники круглого стола вынесли решение о создании оргкомитета по подготовке и проведению трибунала по преступлениям Азербайджана.

Участники конференции категорически отвергли какую-либо возможность включения НКР в состав геноцидного азербайджанского государства и подчеркнули необходимость незамедлительного признания государственной независимости НКР как главной гарантии предотвращения повторения геноцида в отношении карабахского народа. На конференции подчеркивалось, что против азербайджанского режима, открыто пренебрегающего нормами международного права, должны быть введены международные санкции. Кроме этого, Азербайджан должен быть лишен членства в ООН, так как он систематически нарушает программные документы ООН.

В ходе заседаний трибунала необходимо рассмотреть следующие судебные эпизоды: геноцид в Сумгаите; депортация армянского населения из Азербайджана; геноцид в Баку; депортация армян из Северного Нагорного Карабаха; карательная операция в селе Марага; депортация армянского населения из Нагорного Карабаха; захват заложников; авиабомбежки и ракетные обстрелы населенных пунктов НКР; уничтожение культурных ценностей; применение оружия массового поражения против гражданского населения; пропаганда расовой ненависти и войны; целенаправленная дезинформация Азербайджаном мирового сообщества и фальсификация истории.

В целом национальная безопасность Нагорно-Карабахской Республики может и должна быть обеспечена на трех уровнях: собственной системой безопасности НКР, документально оформленными гарантиями Армении и Азербайджана, гарантиями и механизмом их обеспечения со стороны международного сообщества. Такие гарантии должны носить военный, юридический и политический характер. Народ НКР не может удовлетвориться только декларациями руководства Азербайджана по безопасности НКР, ранее неоднократно нарушавшимися. Азербайджан до сих пор не признал свою международно-правовую ответственность за преступления против человечества в Нагорном Карабахе. Поэтому уровень безопасности НКР должен определяться самим народом Нагорного Карабаха. В предотвращении геноцида большую роль может сыграть обвинительный вердикт трибунала.

Только признание независимого государственного статуса Нагорно-Карабахской Республики может обеспечить безопасность народа НКР. Фактически государственный статус НКР является гарантией выживания карабахского народа. Согласно принятым в современной науке положениям, международно-правовой статус Нагорно-Карабахской Республики как независимого государства обеспечивают следующие факторы: политика геноцида со стороны руководства Азербайджана в отношении армян; историческая принадлежность в течение пяти тысяч лет карабахской территории армянскому народу; подавляющее армянское большинство коренного населения НКР (85% в 1991г.); проведение согласно международному праву референдума о независимости (10 декабря 1991 года); наличие легитимных органов власти в НКР и их контроль над территорией республики; способность на самооборону; экономическое самообеспечение и обладание полной международной правосубъектностью. В доктрине международного права в последнее время наметилась тенденция: если народ является объектом геноцида, то он имеет право на отделение и создание собственного государства.

Народ Нагорно-Карабахской Республики и избранное им правительство до сих пор не представлены в Организации Объединенных Наций, хотя у НКР есть достаточные основания для членства в ней. ООН явно забыла, что провозгласила своей целью отстаивание "принципов справедливости и международного права". После прекращения существования Азербайджанской ССР на ее территории образовались два государства: Нагорно-Карабахская Республика и Азербайджанская Республика. Одностороннее провозглашение Азербайджанской Республикой правопреемства на бывшую Азербайджанскую ССР является противозаконным самозахватом этого преемства и несомненно должно быть осуждено мировым сообществом как противоречащее международному праву.

В мировой практике имеется достаточно прецедентов подобной постановки вопроса. ООН поэтапно признала трех правопреемников бывшей британской Индии - Индию, Пакистан, Бангладеш. После раздела Чехословакии мировое сообщество признало двух правопреемников - Чешскую Республику и Словацкую Республику. Комитет по деколонизации ООН одобрил разделение ряда территорий бывших колоний в ходе предоставления им независимости и двойное правопреемство в ряде случаев. Например, острова Гилберта и острова Эллис, бывшие единой колонией Великобритании, отделились друг от друга, а в 1978 году острова Эллис стали независимым государством Тувалу, вошедшим в ООН. В свое время членом ООН была признана Франция вместе с Алжиром, не как колонией, а как составной частью французской территории. Но это не помешало в дальнейшем ООН признать независимость Алжира. В 1965 году Сингапур объявил о выходе из состава Федерации Малайзия и стал полноправным членом ООН. В 1993 году на основании результатов проведенного референдума ООН признала независимость Эритреи, ранее бывшей автономной единицей Эфиопии.

НКР должна быть представлена в ООН во имя основных человеческих прав и достоинства граждан Нагорного Карабаха. "Всемирная Декларация прав человека" 1948 года, "Международный Пакт о гражданских и политических правах" 1966 года и принятый в том же году "Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах" подчеркивают: каждый человек имеет право участвовать в политической, культурной и экономической деятельности. Однако НКР лишена своего законного места в ООН и, следовательно, лишена возможности участвовать в политической, экономической и культурной жизни мирового сообщества, а это значит, что ущемляются права жителей Нагорного Карабаха.

Азербайджанские власти никогда не имели полномочий на управление Нагорным Карабахом, никогда не избирались народом Нагорного Карабаха, никогда не выражали его интересов и тем более не представляют НКР в ООН. Не имея представительства в ООН, народ Нагорного Карабаха лишен права участвовать в принятии решений, которые могут оказать глубокое влияние на его общественное развитие, экономику и безопасность.

НКР должна быть членом ООН и потому, что тогда ООН сможет утвердить свой нейтралитет, обеспечив представительство обоим государствам, образовавшимся на территории бывшей АзССР.

Участие НКР в ООН поможет предотвратить реализацию планов азербайджанского руководства использовать силу против НКР. На международном сообществе лежит большая ответственность за сохранение мира в регионе. К сожалению, азербайджанское руководство отказывается исключить возможность применения силы против НКР. Всякое нормальное государство должно защищать себя от столь очевидной угрозы при помощи одного из двух способов - военного или дипломатического. Не позволяя НКР участвовать в работе ООН, азербайджанское руководство лишает Нагорный Карабах орудия дипломатии. Как следствие, НКР вынуждена полагаться в значительной мере на оборонные средства. Мировое сообщество должно продемонстрировать, что оно ценит установившееся перемирие между НКР и Азербайджанской Республикой, предоставив обеим сторонам доступ в ООН.

Кстати, НКР занимает более конструктивную позицию по сравнению с Азербайджанской Республикой, так как готова согласиться на параллельное представительство с Азербайджаном.

На НКР должен быть распространен принцип универсальности членства в ООН, основанный на неприятии государствами ООН любых форм дискриминации. Сегодня принцип универсальности членства принят всем цивилизованным миром, распространяется на все государства, и НКР не должна составлять здесь исключения.

Поскольку НКР не обладает статусом члена ООН, Нагорный Карабах лишен возможности подписывать различные международные документы в рамках системы ООН. А многие документы ООН имеют универсальный характер и решают глобальные проблемы человечества. Глобализация мировых проблем (ядерная угроза, перспективы экологической катастрофы, продовольственный кризис, проблема ресурсов, этнополитические конфликты) требует нового состояния взаимосвязанности и взаимозависимости стран планеты.

Таким образом, НКР обладает всем необходимым для членства и участия в деятельности ООН. Причиной отчуждения НКР от ООН являются надуманные претензии бакинского руководства выступать в качестве единственного "государства-преемника" бывшей АзССР. Международное сообщество в целях цивилизованного и мирного решения карабахско-азербайджанского конфликта должно поощрять и помогать НКР войти в ООН. Еще китайский философ Конфуций писал: "Добродетельный не останется в одиночестве".

Фактором обеспечения безопасности народа НКР должно служить окончание карабахско-азербайджанской войны в юридическом смысле, то есть подписание мирного межгосударственного договора между НКР и Азербайджаном. Соглашение о прекращении вооруженного конфликта, то есть фактически только перемирие, не прекращает состояния войны.

Национальная безопасность народа Нагорно-Карабахской Республики может быть обеспечена на основе следующих принципов: независимый государственный статус; недопустимость подчинения одной стороны другой; невозможность анклавного существования НКР; степень безопасности НКР и ее народа обязан определять сам карабахский народ, а также должен быть создан механизм международных гарантий безопасности НКР. Только на этой основе возможно прочное урегулирование карабахско-азербайджанского конфликта. Международный неправительственный трибунал по преступлениям Азербайджана против человечества и военным преступлениям на территории Нагорного Карабаха и Азербайджана несомненно сыграет огромную роль в реализации этих принципов.

www.hayastan.ru «Армянский Вестник» №2 1998г.

РЕ-АКЦИЯ

ГЛАВНАЯ

РЕ-АКЦИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ПРЕССА

ИСТОРИЯ

КОНФЛИКТ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ





 
  E-mail
  Степанян С.В. © 2008г,                      karabah.h18.ru                       НАЗАД
X