Кровавый пантюркизм (ИШХАНЯН)


САЙТ  ПЕРЕЕХАЛ  НА  www.karabah88.ru   

Главная » КОНФЛИКТ » КАРАБАХ »  Кровавый пантюркизм (ИШХАНЯН)

"КРОВАВЫЙ ПАНТЮРКИЗМ"

    После организованного в феврале 1988 года в Сумгаите геноцида армян из Российской Федерации в Ереван прибыла делегация, в составе которой находился известный российский историк, академик Георгий Трапезников (в настоящее время руководитель Международной академии "Духовное единство народов мира"). Во время встречи с представителями общественности он рассказал о национальной политике бывших советских властей, причинах возникновения межнациональных конфликтов, представляя и свое личное мнение. Особый интерес представляет его мнение об обострении армяно-азербайджанских отношений в годы застоя и их последствиях.
    Ниже представляем отрывки из его выступления, запись которого нам предоставили наши ереванские коллеги. - Находясь среди вас, я понял, что меня и вас равно беспокоят вопросы, решения которых по сей день не найдены. Я остановлюсь на негативных явлениях, с которыми мы столкнулись в последние годы. Это вопросы, касающиеся истории разных наций и народностей в разные периоды развития страны.
    Не случайно о нагорно-карабахской проблеме наши друзья говорят с большой тревогой, что свидетельствует о том, что в годы застоя национально-государственное строительство шло в административно-повелительной форме.
    В годы культа личности Сталина был нанесен большой удар по проводимой в стране национальной политике. Как вы помните, в те годы были сосланы и выселены с родных мест отдельные люди и целые народы. Вначале в 1941 году из своей автономной республики изгнали немцев, затем очередь дошла до народов Северного Кавказа, но еще раньше - русских депортировали в Сибирь. 1929 год был периодом массового изгнания русского народа и насилия над ним. Это был план, за которым стояли Сталин, Ежов, Берия.
    В послевоенные годы началась депортация из Крыма греков, армян, а затем и татар. Депортированных из Ахалкалаки, Ахалцихи армян ссылали в Алтайский край и другие отдаленные места. В годы застоя дело Сталина, Берии, Багирова продолжил Л.Брежнев вместе со своим единомышленником Г.Алиевым. В тот период нарушилась межнациональная солидарность. После вхождения в состав России особенно обострились отношения между народами Закавказья. Атмосферу постоянно накаляло мусульманское духовенство,
    которое "подогревали" английские провокаторы. Мусаватистам помогали турки, немцы, а потом англичане. Вместе с турками мусаватисты продолжили геноцид 1915 года: в 1920 году в Шуши начались погромы, а то, что произошло в Нахиджеване, фактически было микрогеноцидом.
    В 20-х годах свою роль в разжигании межнациональных столкновений в Закавказье сыграли и Сталин, и Н.Нариманов. В 1921 году Россия вела переговоры с Турцией, а Сталин, воспользовавшись поднятым союзниками мятежом, сказал туркам: "По сути, вы решаете армянский вопрос". Он писал Ленину клеветнические письма о политике Чичерина только лишь потому, что этот человек просто призывал обсудить нагорно-карабахский вопрос с позиции партийной правды. И поскольку арменофобия была в крови Сталина, он постепенно начал искажать процесс строительства национального государства в Закавказье. В 1921 году под давлением турок Нахиджеван был внесен в состав Азербайджана, хотя в Московском договоре отмечалось, что Нахиджеван не может быть передан в третьи руки. Когда турки вели с нами переговоры и получали от Москвы золото, они в то же время совершали нападения на армянские населенные пункты Нахиджевана.
    После установления советской власти в Азербайджане Нариманов обратился к армянскому народу со следующими словами: "Для того, чтобы раз и навсегда положить конец разногласиям между братскими народами, Нахиджеван и Зангезур переходят в состав Армении, а Карабаху предоставляется право свободного выбора. Однако через короткое время происходит обмен мнениями, и забывший о данном заявлении Нариманов под давлением азербайджанских националистов начинает осуществлять другую программу, противоречащую той, о которой он говорил.
    Отправляя Ленину телеграмму о том, что пора положить конец армянскому вопросу, в то же время он предупреждает руководство страны, что в случае нерешения карабахского вопроса Азербайджан прекратит поставку бензина, керосина другим республикам. И после этого проходит заседание Кавбюро РКП(б), подробности которого известны.
    История - это память народа, история учит, как надо понимать будущее. Мы - ученые и говорим о том, что изучили и исследовали, поэтому можем позволить себе говорить о том, о чем долгое время умалчивалось.
    Приведу интересный пример. По сей день существует известное всем нам непонятное национальное образование Аджарская автономная республика. Понятие "аджарская нация" не существует, есть принявшие ислам грузины. Это дело начал Сталин, с заключения в 1921 году договора с турками.
    Ряд народов и наций Средней Азии, Казахстана, Северного Кавказа перешли к социализму сразу от феодального строя. У этих народов господствовали самые разные религиозные идеологии, которые на протяжении долгих лет настраивали народы друг против друга. На указанных территориях и в первую очередь в Азербайджане мы сталкиваемся с исламским фактором - панисламизм, пантюркизм и т.д.
    Говорить о правильной национальной политике - значит уважать язык и литературу национальных меньшинств. Сегодня мы столкнулись с парадоксом: у разных народов и наций (Таджикистан, Киргизия), особенно в столицах, мало школ с национальным языком преподавания. Мы забыли, что для малых народов необходимо открывать именно такие школы. Почему курдские школы в ряде республик закрылись? Вот так сформировался шовинизм великих наций. Раньше все жаловались на великорусский шовинизм, но сегодня мы являемся свидетелями казахского, узбекского, азербайджанского шовинизма.
    Мы обобщили также результаты проведенной в 70-х годах переписи населения. На их основании мы пришли к заключению, что в масштабе всего советского государства только в двух республиках значительно сократилась численность русских. Это Азербайджан и Грузия. В этих республиках для жизни русскоязычного населения были созданы искусственные преграды. Если человек вдруг, ни с того ни с сего, покидает место своего проживания, где родился он, его родители и родные, значит на то есть весьма веские причины. Армяне уехали из Азербайджана, курды словно исчезли. Курды исчезли только на бумаге, в действительности они есть, их национальность просто ликвидировал товарищ Гейдар Алиевич. Мы увидели, какими могут быть последствия обострения межнациональных отношений. То, что мы увидели в Сумгаите, было проявлением кровавого пантюркизма. Это был микрогеноцид.
    Считаю, что организаторы сумгаитского преступления должны быть привлечены к смертной казни. Расследование пока не завершено, надеюсь, что будет дана оценка и партийному руководству Азербайджана. Честно признаюсь, что эти погромы были заранее организованы. После этого заявления пусть пишут обо мне куда следует.
    Но надо иметь в виду, что если бы в Сумгаит не были введены войска, то число жертв, конечно же, было бы больше. Просто они на несколько часов раньше должны были войти в город.
    После кровопролития азербайджанский интеллигент Анар выступил по Центральному телевидению, и должен сказать, что это было не выступление, а безобразие. Он обязан был выразить соболезнование родным безвинных жертв, попросить прощения у армянских коллег. Но он этого не сделал, и вообще его выступление не было выступлением "интернационалиста". Правительство Азербайджана тоже обязано было попросить у армян прощения. Было бы правильным шагом, если бы Багиров выступил по всесоюзному телевидению и сказал то, что сказал плачущий азербайджанский старик на ступеньках одного из жилдомов Сумгаита: "Что вы сделали с армянами, армяне были нашими братьями".
    Если б я был на месте руководства Азербайджана, потребовал бы для бандитов смертной казни, но их не расстреляли, а лишили свободы всего на 15 лет. Я считаю это несправедливым, в то же время считаю, что есть еще время для исправления ошибки.
    Я встречался с сумгаитскими беженцами. Увидев их, не смог сдержать слез, хотя считал себя сильным человеком. И чтобы меня не увидели в таком состоянии, я вышел из зала. Генрих Боровик два раза затронул эти события по Центральному телевидению. Вы видели плачущую армянку, которая говорила, что никогда не сможет вернуться. Слушая ее, я представил себя на ее месте. Я сплю, дети спят, и вдруг ночью в квартиру врываются погромщики и сводят с нами счеты только за то, что мы русские. Вернусь ли я в квартиру, где пролилась кровь моих родных? Никогда. Это нелегко. В 1975 году мы предложили написать историю народов Закавказья с древнейших времен до наших дней, чтобы представить все события и их комментарии с точки зрения исторической правды. Например, что значит Кавказская Албания, кто там жил и как жили? Но не захотели, создали препятствия, и скажу, что среди помешавших были также армянские историки. Теперь армянские историки сами должны написать такую книгу, с тем, чтобы дать урок тем авторам, которые подготовили идеологическую основу для сумгаитских погромов.

Рузанна ИШХАНЯН

23-02-2008 http://www.artsakhtert.com

РЕ-АКЦИЯ

ГЛАВНАЯ

РЕ-АКЦИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ПРЕССА

ИСТОРИЯ

КОНФЛИКТ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ





 
  E-mail
  Степанян С.В. © 2008г,                      karabah.h18.ru                       НАЗАД
X