Еще раз о ходжалинской лжи. И так – каждый раз


САЙТ  ПЕРЕЕХАЛ  НА  www.karabah88.ru   

Главная » КОНФЛИКТ » ХОДЖАЛУ »  Еще раз о ходжалинской лжи. И так – каждый раз

ЕЩЕ РАЗ О ХОДЖАЛИНСКОЙ ЛЖИ. И ТАК – КАЖДЫЙ РАЗ

На роль жертвы армяне не согласились. Не соглашаются они и на роль без вины виноватых.
На днях президент Азербайджанской республики Ильхам Алиев обратился с пространным заявлением к своим «дорогим соотечественникам».
«Уважаемые земляки! – сказал он. – Обращаюсь к вам в связи с 15-ой годовщиной Ходжалинского геноцида – скорбной и трагической страницы в истории нашего народа…»
Далее Алиев, вспоминая времена своего славного студенчества, мастерски обыгрывает события пятнадцатилетней давности в ракурсе новейших вызовов истории. Ходжалинскую трагедию он на высокой патетической ноте преподносит как одну «из самых жестоких и безжалостных массовых террористических актов против человечности».
И в принципе, и по существу с азербайджанским президентом нельзя не согласиться. Ведь действительно жители поселка Ходжалу «подверглись жестокой расправе». И в самом деле «сотни* мирных жителей были убиты с применением невиданных пыток», а «их тела подверглись надругательствам». Правда и то в словах И.Алиева, что «массовая резня, произошедшая в конце XX столетия…, по своей жестокости и беспощадности явилась преступлением не только против азербайджанского народа, но и всего человечества и человечности».
Однако, на этом правда господина Ильхама Алиева кончается, и начинается самая настоящая, самая оголтелая ложь. Ложь, которая оскорбляет. И, прежде всего, оскорбляет азербайджанский народ, к которому их президент обращается с пафосом и негодованием. И который, посредством этого самого пафоса, в очередной раз дурят. Но дурят не просто так. И не только по поводу «Ходжалу». А исключительно ради еще одной предоставившейся возможности впрыснуть в массовое сознание собственного народа очередную порцию яда армяноненавистничества.
О Ходжалу, о трагедии жителей этого поселка написано уже немало страниц. Каждый год средства массовой информации и Азербайджана, и Армении с Нагорным Карабахом обращаются к событиям тех дней. Однако следует заметить, что в отличие от армянских источников информации и пропаганды, которые даже о событиях в Сумгаите 88 года, Баку 90-го, а также армянских городах и селах военного времени (Геташен, Шаумян, Марага, Храморт и др.) не особенно уже и распространяются (хорошо это или плохо – другой вопрос), азербайджанская официальная пропаганда не жалеет ни политических сил, ни финансовых средств для нагнетания армянофобии в мировом общественном мнении. Но ведь было бы за что.
О «сумгаите», «баку» и других зверствах азербайджанских бандитов здесь и сейчас говорить не станем. Вспомним еще раз «ходжалу», уж коль скоро глава азербайджанского государства дает нам такую возможность, провозглашая цель и ставя перед собой задачу -«для доведения правды о геноциде до государств мира и международной общественности».
Что ж, давайте доведем правду о «ходжалу» до международной общественности. Сделаем это, не поленившись, еще раз. Вернемся на пятнадцать лет назад, затем перейдем к анализу тех событий с точки зрения логики и здравого смысла.
Вот что рассказывает непосредственный участник военной операции по Ходжалу, один из авторов (вместе с историком Гайком Демояном) брошюры «Ходжалинское дело: особая папка», политолог Левон Мелик-Шахназарян**:
«К сожалению, не существует, что называется, вещественных доказательств ходжалинской операции. Она не снималась на видеопленку, фотоснимки не производились. Этому есть, кстати, свое объяснение. Операция носила чисто военный характер, начало ее пришлось на ночь с 25 на 26 февраля. Аркадий Тер-Тадевосян (Командос – ред.), как руководитель этой операции, не мог допустить излишнего ажиотажа вокруг сугубо военной задачи: подавить военно-огневую точку в Ходжалу. Другое дело, что задолго до начала операции мы неоднократно предупреждали администрацию и жителей поселка о предстоящем штурме, призывая их вывести гражданское население из Ходжалу.
- Выходит, азербайджанские власти знали о готовящейся военной операции? Возможно, это и благородно само по себе, однако и странно с точки зрения военного искусства…
- Ничего странного. Мы не воевали с азербайджанским народом, мы защищали себя и свой город от бесконечных обстрелов со стороны азербайджанонаселенных деревень и городов, превращенных официальным Баку в огневые точки. В то время Степанакерт был осажден и находился в полной блокаде. Подразделения ОМОН Азербайджана перекрыли все внутрикарабахские коммуникации, не говоря уже о внешней связи, которая осуществлялась посредством вертолетов с большим риском быть сбитыми азербайджанскими силами. «Степанакерт напоминает кинохронику блокадного Ленинграда», - писала одна из московских газет.
Взятие (по военной терминологии) Ходжалу стало просто жизненной необходимостью. Однако не за счет гражданского населения. Мы уже знали, что в поселке находятся две боевые ракетные установки реактивного залпового огня БМ-21 «Град», четыре модифицированные установки реактивных ракет «Алазань», одна стомиллиметрового калибра пушка и три единицы бронетехники. Это было оружие наступательного действия, а военная разведка НКР имела проверенные сведения, что в самом Ходжалу вместе с дислоцированным в Агдаме крупным военным кулаком, готовятся к собственному наступлению на Аскеран и Степанакерт.
- В двух разных направлениях? Хватило бы на это у них сил?
- Не надо забывать, что к середине февраля 92-го года в соседний Агдам было переброшено по приказу из Баку большое количество военной техники: 11 танков и 12 БМП, не считая имеющиеся в Агдаме 44 бронемашины на гусеничном ходу типа БРДМ, оснащенные пулеметами 12-миллиметрового калибра. Кроме того, в зоне Агдама и в самом Ходжалу на вооружении у азербайджанских сил находилось свыше 35 тысяч единиц пулеметов и автоматов, достаточно укомплектованных боеприпасами. Все это вооружение представляло собой довольно внушительную для того времени силу, которая являлась самой настоящей угрозой для Степанакерта и близлежащих сел. Кроме того, Аскеран и Степанакерт находятся на одной линии готовящегося наступления, и после планируемого взятия Аскерана к агдамским силам должны были присоединиться омоновцы из Ходжалу. Хочу напомнить, что к началу 92-го года Карабах защищался посредством отдельных разрозненных отрядов добровольных ополченцев – регулярная (объединенная) Армия обороны еще не была создана, и в этом смысле ходжалинская операция стала ее предтечей.
- Итак, ходжалинцы были предупреждены о штурме. Что дальше?
- А дальше часть гражданского населения поселка покинула его, к концу февраля 92-го там оставалось по разным данным от 1500 до 2500 человек – как мирных жителей, так и солдат азербайджанских вооруженных формирований. За десять дней до операции мы предъявили ультиматум, предлагая жителям покинуть Ходжалу с белым флагом.
- Ну и как – покинули?
- Массового исхода не было. Опять же помешала официальная пропаганда, а азербайджанская пресса целенаправленно формировала негатив в отношении покидающих Ходжалу людей. Заметьте: покидали поселок прежде всего насильно переселенные туда люди – а это были в основном турки-месхетинцы, убежавшие из Узбекистана. Всем им чинились препятствия. Подобная пропаганда, разумеется, возымела действие. Одна из жительниц Ходжалу, как писала Helsinki Watch в апреле 92-го года, признавалась: «Мы никогда не верили, что они (т.е. армяне – ред.) смогут взять Ходжалу».
- И тем не менее взяли. Как?
- Штурм начали в 23:00 25 февраля. Открыли прицельный огонь по позициям азербайджанских сил – это в центре поселка. Выстрелы оказались удачными, сразу же посеяли панику среди солдат, и они так и не оказали серьезного нам сопротивления. Более или менее упорных боев в Ходжалу не было, и к 4-м часам утра 26-го февраля были подавлены последние очаги сопротивления.
- А что же мирные жители?
- Что касается их, то существовал приказ (кстати, номер один), который строго, по законам военного времени, запрещал любое насилие в отношении мирных жителей противоположной стороны. Приказ этот не голословен. После взятия поселка, примерно 700 жителей его, попрятавшихся в подвалах домов, в том числе около 300 турок-месхетинцев, были доставлены в Степанакерт. Несмотря на голод в городе, ходжалинцы были обеспечены двухразовым питанием. Более того, они попросили разрешение самим готовить себе пищу, как бы в соответствии с законами ислама. Просьбу их удовлетворили: передали небольшую отару пригнанных из Ходжалу овец. А через несколько дней все они были переданы азербайджанской стороне без предъявления каких-либо условий.
И вот тут я сам хочу задать вопрос мировой общественности: если бы армяне захотели устроить геноцид, разве не легче им было это сделать после взятия поселка или даже в самом Степанакерте? А ведь «оправдание» перед степанакертцами нашлось бы сразу: ведь это их обстреливали из Ходжалу, и это они прятались по подвалам от разрывающихся снарядов, в невероятном беспокойстве за детей и близких. Но повторюсь еще раз: мы воевали не с азербайджанским народом.
- И все-таки отрицать факт трагедии тоже невозможно. Ведь были же убиты и замучены сотни мирных жителей Ходжалу. Почему это не могли сделать армяне, тем более, что оправдание, по Вашим же словам, нашлось бы: как адекватная реакция на «сумгаит» и «баку»?
-На этот вопрос лучше всех ответил Александр Сергеевич. Надеюсь, понятно, что Пушкин. Вспомним: «ты трус, ты раб, ты – армянин». Это изречение поэта весьма «удачно», по недопониманию, эксплуатируется опять же в армяноненавистнических целях азербайджанской пропагандой. Смысл же тут один: армянин не может мстить, убивать слабых и беспомощных.
Впрочем, это лирическое отступление, поэтому лучше обратиться к фактам. До начала операции армянское командование распорядилось оставить так называемый коридор для беженцев. Это так только называется – коридор, вообще-то это – направление, целая полоса шириной до километра. По этому коридору ходжалинцам давалась возможность добраться до Агдама и дальше. Спрашивается: зачем надо было создавать коридор, если судьба и жизнь мирных жителей была безразлична армянам?
Далее: зачем надо было, опять же, пропускать людей, чтобы потом их же уничтожать? И не где-нибудь, а в пригородах Агдама – местности, контролируемой азербайджанскими силами. Не абсурд ли? Если бы армянами двигало чувство мщения, то не легче ли было им воспользоваться беззащитными пленными, которых кормили по два раза в день?
Порассуждаем дальше. Поселок сдался армянским силам в четыре утра. Часть же жителей, впоследствии убитых, покинула поселок по «коридору» задолго до окончания боя. Существует радиоперехват, по которому азербайджанские военные из Ходжалу сообщили в Агдам и Шуши о своем намерении покинуть поселок вслед за жителями.
А теперь подумайте: от местности, где были найдены трупы мирных жителей до Ходжалу по прямой дороге – вдоль реки Кар-кар примерно 7-8 километров, практически – это уже Агдам. Беженцы шли по бездорожью и в темноте. Среди них старики, женщины, дети. Можно предположить, что прошли они это расстояние часов за 5-6. То есть к передовым частям агдамцев они подошли ранним утром. Зачем нужно было армянским отрядам, занятым, кстати, штурмом поселка, отвлекаться на безоружных жителей, рискуя нарваться на вооруженные подразделения Агдама? Сил у нас тогда просто не хватило бы на это.
Все это не укладывается в рамки элементарной логики и здравого смысла.
- Но во что-то, все это, наверное же, укладывается? Но во что?
- Азербайджанский тележурналист Чингиз Мустафаев, который расследовал «ходжалинское дело» и был убит на том же самом месте, где снимал изуродованные трупы, то есть, далеко от линии фронта, успел до своей гибели сделать такое предположение: мол, агдамские вояки могли принять толпу беженцев за наступающих армян и открыть по ним шквальный огонь. Затем, по Мустафаеву, обнаружив ошибку, решили замести следы, ничего лучшего не придумав, как надругательство над трупами и последующий шум в СМИ о том, что это дело рук армян.
- Чем не годится подобная версия?
- Как версия, возможно, и годится. Однако я склонен думать, что ошибка тут была иного рода. Об этом мы с Гайком Демояном достаточно подробно написали в своем исследовании по данному делу.*** В частности, могу сказать следующее. Первопричины ходжалинской трагедии лежат в основе внутриазербайджанских разборок, в непримиримом противостоянии тогдашнего президента А.Муталибова и оппозиции в лице Народного фронта. Жители Ходжалу стали заложниками этой грязной игры азербайджанских политиков.
Этого, кстати, не отрицают ни сам Аяз Муталибов, ни теперешний президент АР Ильхам Алиев. Другое дело, что если первый хотя бы косвенно подтверждает свои же слова об абсурдности приписания вины армянам, то второй демагогически использует тезис о расколе для укрепления собственной власти.
Обратите внимание: Чингиз Мустафаев снимал страшные кадры убитых ходжалинцев с перерывами в два дня. В первый раз многочисленные трупы лежат в позах, в которых их застала смерть, а на повторных съемках видно, что над трупами глумились. Однако оба раза вместе с оператором там находятся множество азербайджанских военных и гражданских лиц, что является неопровержимым подтверждением того, что местность контролируется азербайджанской стороной. Как же можно предположить, что армяне с риском для жизни и боями с намного превосходящими силами Агдама захватили территорию, чтобы поглумиться над трупами? Чушь. У нас были гораздо более важные задачи, нежели война с трупами и за трупы.
Ясно же тут одно. Преступлений без мотивов не бывает. Ничто не свидетельствует о том, что трагедия свершилась руками армян. Наоборот, все существующие документы, в которых зафиксированы свидетельства самих же азербайджанцев – от простого жителя до официальных лиц – говорят как раз об обратном. О том, что убийство мирных жителей поселка Ходжалу было на руку азербайджанским политикам.
Но как видно, оно им и сегодня на руку. Только вот подыгрывать им в этом деле армянам явно ни к чему.
Пятнадцать лет назад в Баку решили отвести карабахским армянам роль жертвы своих этнополитических, а затем и военных желаний. Не получилось. Сегодня опять же в Баку хотят отвести армянам роль без вины виноватых в тех же целях. Не получится и на сей раз.
.
* Официально азербайджанская пропаганда, приводя в разное время разное количество жертв, сегодня остановилось на цифре 613.
** В 1992 году Л.Мелик-Шахназарян являлся председателем комиссии Верховного Совета НКР по внешним отношениям.
*** Следует заметить, что исследование это («Ходжалинское дело: особая папка»), в котором использованы материалы и свидетельства из азербайджанской, турецкой, российской и западной прессы, дает весьма объективную картину случившегося, развенчивая упорно насаждаемый азербайджанской пропагандой миф о причастности армян к этому преступлению вместе с тем следует также и признать, что издан этот труд непростительно малым тиражом и плохо пропагандирован. Чем и пользуются апологеты ходжалинской лжи.

www.defacto.am   2007-02-26
РЕ-АКЦИЯ

ГЛАВНАЯ

РЕ-АКЦИЯ

ИНТЕРВЬЮ

ПРЕССА

ИСТОРИЯ

КОНФЛИКТ

ССЫЛКИ

О САЙТЕ





 
  E-mail
  Степанян С.В. © 2008г,                      karabah.h18.ru                       НАЗАД
X